Инструктивно-методическое письмо

Инструктивно-методическое письмо
«О формировании учебных планов образовательных организаций
Республики Дагестан, реализующих основные общеобразовательные
программы, на 2021/2022 учебный год»
1. Общие положения
1.1. Учебный план - документ, который определяет перечень,
трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов
учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
1.2. Учебные планы образовательных организаций, реализующих
основные общеобразовательные программы начального общего, основного
общего и среднего общего образования (далее - образовательные
организации), формируются в соответствии с требованиями:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
РоссийскойФедерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее ФГОС начального общего образования);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного
общего образования);
- Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020)
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования»;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Приказа № 254 от 20 мая 2020 г. «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность»
(с
внесенными
изменениями);
- Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий,
которые допускаются к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.06.2016 № 699;

- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации
обучения
в
общеобразовательных
учреждениях,
утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10);
- Письма Минобрнауки Россииот 18.08.2017 № 09-1672 «Методические
рекомендациипо уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в
рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в
части проектной деятельности».
1.3. Обучение в первых классах проводится по 5-дневной учебной
неделе и только в первую смену.
1.4. Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе
определяется образовательной организацией в соответствии с СанПиН.
Продолжительность учебного года при получении начального общего
образования составляет 34 недели, в 1 классе — 33 недели.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять
менее 2904 часов и более 3345 часов.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в
1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные
каникулы.
Продолжительность урока составляет:
- в 1 классе – 35 минут;
- во 2-4 классах – 35-45 минут (по решению образовательной
организации).
1.5. Учебный план является частью образовательной программы
образовательной организации. Образовательные организации разрабатывают
образовательные программы в соответствии с ФГОС начального общего и
основного общего образования и с учетом примерных основных
образовательных программ начального общего и основного общего
образования, в соответствии с ФКГОС и ФБУП-2004. Учебный план
образовательных организаций на 2021/2022 учебный год предусматривает:
4-хлетний нормативный срок освоения образовательных программ
начального общего образования для I-IV классов;
5-хлетний нормативный срок освоения образовательных программ
основного общего образования для V-IX классов;
2-летний нормативный срок освоения образовательных программ
среднего общего образования для X-XI классов.
Учебный год в образовательных организациях начинается 01.09.2021г.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы
во
всех
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных организациях, реализующих основную образовательную
программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения. Приказом Минобрнауки РФ от 31
декабря 2015 года №№ 1576, 1577, 1578 во ФГОС начального общего,
основного общего и среднего общего образования внесены изменения,

предусматривающие выделение отдельных самостоятельных предметных
областей по русскому языку и литературе, родному языку и литературе с
целью реализации в полном объеме прав обучающихся на изучение русского
языка, родного языка, включая русский язык, из числа языков народов
Российской Федерации.
В соответствии с ФГОС начального общего, основного общего и
среднего общего образования предметная область «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная
литература» являются обязательными для изучения.
1.6. В целях реализации основных общеобразовательных программ в
соответствии с образовательной программой образовательной организации
осуществляется деление классов на две группы:
- в соответствии с Примерной основной образовательной программой
(далее – ПООП) начального общего образования: «При проведении занятий по
родному языку в образовательных организациях, в которых наряду с русским
языком изучается родной язык (1-4 классы), и по иностранному языку (2-4
классы) осуществляется деление классов на две группы: в городских
образовательных организациях при наполняемости 25 и более человек, в
сельских – 20 и более человек. При наличии необходимых ресурсов возможно
деление на группы классов с меньшей наполняемостью (стр.290)».
ПООП основного общего образования предлагает при проведении
занятий по родному языку из числа языков народов Российской Федерации в
общеобразовательных организациях, где наряду с русским языком изучается
родной язык (5-9 кл.), по иностранному языку и второму иностранному языку
(5-9 кл.), технологии (5-9 кл.), информатике, а также по физике и химии (во
время проведения практических занятий) деление классов на две группы с
учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп.
Вместе с тем сообщаем, что отсутствие специальных норм по делению
классов на группы не стоит рассматривать как запрет. Считаем, что деление
классов на группы имеет педагогическое значение – повышает эффективность
учебных занятий и индивидуализирует процесс обучения.
Таким образом, решение о делении классов на группы принимает
самостоятельно общеобразовательная организация совместно со своим
учредителем, с учетом наличия необходимых финансовых и педагогических
ресурсов.
При наличии необходимых условий и средств возможно деление на
группы классовс меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим
учебным предметам, для организации предпрофильной подготовки и
профильного обучения, в том числе изучения элективных учебных предметов.
По согласованию с главными распорядителями средств бюджета
допускается деление классов на три группы при реализации образовательных
программ, обеспечивающих углубленное изучение иностранных языков (при
изучении первого, основного иностранного языка), в гимназиях и
образовательных организациях с углубленным изучением иностранного языка,
начиная со II класса. Также по согласованию с главными распорядителями
средств бюджета допускается деление класса на группы при проведении

занятий по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской
этики» при выборе родителями (законными представителями) обучающихся
двух и более модулей.
Рекомендуется деление IX классов на группы при организации
предпрофильной подготовки.
При составлении учебного плана образовательной организации
индивидуальные, групповые, факультативные занятия учитываются при
определении максимально допустимой аудиторной нагрузки обучающихся
согласно СанПиН 2.4.2.282I-I0.
Позиция деления классов на группы включается как организационнопедагогическое условие в образовательные программы общеобразовательной
организации.
1.7. При организации обучения в дистанционной, очно-заочной и (или)
заочной формах учебные планы должны быть основаны на требованиях ФГОС
начального общего, основного общего образования, среднего общего
образования и ФБУП-2004. Уменьшать количество обязательных учебных
предметов
запрещено.
Соотношение
часов
классно-урочной
и
самостоятельной работы обучающихся определяется образовательной
организацией самостоятельно.
1.8. В учебном плане для образовательных организаций, в которых
обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается языки народов
Дагестана, для изучения родного языка создаются учебные группы на
национальных языках, в том числе и на русском как родном, в каждой из
которых должно быть не менее 5 учащихся одной национальности. Учебные
группы могут создаваться из параллельных классов, при этом родной язык во
всех классах должен стоять в расписании одновременно (параллельно) одним
уроком.
1.9. Образовательные организации для использования при реализации
образовательных программ выбирают:
- учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от № 254 от 20 мая 2020 г.);
- учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699).
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными
изданиями определяется исходя из расчета:
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме,
достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого
обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную
часть учебного плана основных общеобразовательных программ;

- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или
учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета
на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в
часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного
плана основных общеобразовательных программ.
1.10. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной
частью основной общеобразовательной программы.
Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом
индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи,
культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей
региона. Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации
рабочих программ внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности является обязательным
элементом основной образовательной программы, наравне с иными
программами,
входящими
в
содержательный
раздел
основной
образовательной программы.
Рабочие программы внеурочной деятельности разрабатываются
образовательной организацией самостоятельно на основе требований ФГОС с
учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Рабочие программы внеурочной деятельности должны содержать:
- планируемые результаты внеурочной деятельности;
- содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее
организации и видов деятельности;
- тематическое планирование.
Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся
обязательным.
ФГОС определено максимально допустимое количество часов
внеурочной деятельности в зависимости от уровня общего образования:
- до 1350 часов за четыре года обучения на уровне начального общего
образования;
- до 1750 часов за пять лет обучения на уровне основного общего
образования;
- до 700 часов за два года обучения на уровне среднего общего
образования.
Объем часов внеурочной деятельности определяется образовательной
программой, которая утверждается образовательной организацией с учетом
запросов
семей,
интересов
обучающихся
и
возможностей
общеобразовательной организации.
Рабочие программы внеурочной деятельности могут быть построены по
модульному принципу и реализовываться с применением сетевой формы,
электронного обучения, а также с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Формы реализации внеурочной деятельности образовательная
организация определяет самостоятельно.

2. Начальное общее образование.
Основная образовательная программа начального общего образования
может включать как один, так и несколько учебных планов. Формы
организации образовательной деятельности, чередование учебной и
внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной
программы начального общего образования определяет образовательная
организация.
Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными
организационными механизмами реализации основной образовательной
программы.
Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность
и распределениепо периодам обучения учебных предметов, формы
промежуточной аттестации обучающихся.
Примерный учебный план состоит из двух частей - обязательной части и
части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы
во
всех
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных организациях, реализующих основную образовательную
программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть
использовано:
- на проведение учебных занятий для углубленного изучения отдельных
обязательныхучебных предметов;
- на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные.
Организация
образовательной
деятельности
по
основной
образовательной программе начального общего образования может быть
основана на дифференциации содержания с учетом образовательных
потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное
изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной
образовательной программы начального общего образования. Углубленное
изучение отдельных учебных предметов организуется в условиях пятидневной
учебной недели (при соблюдении гигиенических требований к максимальным
величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821).
Часть учебного плана, формируемого участниками образовательных
отношений (1 час в неделю), в I-IV классах рекомендуется использовать на
изучение учебного предмета «Русский язык».
В учебный план IV класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на
изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
(далее - ОРКСЭ). Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета
ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями)

обучающихся.
Выбор
фиксируется
протоколами
родительских
представителями)
обучающихся.
Выбор
фиксируется
протоколами
родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных
представителей) обучающихся. На основании произведенного выбора
формируются учебные группы вне зависимости от количества обучающихся в
каждой группе. Возможно формирование учебных групп из обучающихся
нескольких классов или формирование учебных групп из обучающихся
нескольких образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять
менее 2904 часов и более 3345 часов.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей
и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с
участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей)
индивидуальные учебные планы.
Дополнительно:
План внеурочной деятельности образовательной организации
определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем
внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального
общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом
интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и
утверждает план внеурочной деятельности. Время, отведенное на внеурочную
деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся. Допускается перераспределение часов
внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего
образования, а также их суммирование в течение учебного года.
В настоящий момент действующими нормативными правовыми
документами в сфере образования не установлена норма деления классов
общеобразовательных организаций при изучении учебных предметов на
группы.
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях (п.10.1, абзац
второй) определено, что при наличии необходимых условий и средств для
обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы.
В соответствии с Примерной основной образовательной программой
(далее – ПООП) начального общего образования: «При проведении занятий по
родному языку в образовательных организациях, в которых наряду с русским
языком изучается родной язык (1-4 классы), и по иностранному языку (2-4
классы) осуществляется деление классов на две группы: в городских
образовательных организациях при наполняемости 25 и более человек, в
сельских – 20 и более человек. При наличии необходимых ресурсов возможно
деление на группы классов с меньшей наполняемостью».
Кроме того, общеобразовательная организация совместно со своим
учредителем самостоятельно принимает решение о делении классов на
группы, с учетом наличия необходимых финансовых и педагогических
ресурсов.

Промежуточная аттестация обучающихся в 2021-2022 учебном году
Начальное общее образование
Класс Учебный предмет Форма
Период
проведения
промежуточной
промежуточной
аттестации
аттестации
1 , 2 , 3 , 4 Русский язык
Контрольная работа
В конце учебного года
Литературное
чтение
В конце учебного года
1,2,3,4
Проверка читательских умений
Контрольная работа
В конце учебного года
1 , 2 , 3 , 4 Родной язык
Литературное
чтение
на
Проверка
читательских
умений
В конце учебного года
1,2,3,4
2,3,4
1,2,3,4
1,2,3,4
4
1,2,3,4
1,2,3,4
1,2,3,4
1,2,3,4

родном языке
(литературалык кычырыш)
Иностранный язык
(английский язык)
Математика
Окружающий мир
Основы религиозных
культур и светской этики
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Физическая культура

В конце учебного года

Комбинированная контрольная
работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Защита творческих проектов

В конце учебного года
В конце учебного года
В конце учебного года
В конце учебного года
В конце учебного года

Защита творческих работ
Защита творческих работ
Тестирование
Сдача нормативов

В конце учебного года
В конце учебного года

Примерный учебный план
на уровне начального общего образования (6-дневная неделя) (изучение
родного языка наряду с преподаванием на русском языке)
Предметные
области

Учебные
предметы
Классы

Обязательная часть
Русский язык
Русский язык и
литературное
Литературное
чтение
чтение
Родной язык и
Родной язык
литературное
Литературное
чтение на
чтение на родном
родном языке
русском языке
Иностранный
Английский язык
язык
Математика и
Математика
информатика
Обществознание
Окружающий мир
и естествознани
Основы
Основы
религиозных
религиозных

Количество часов в неделю/год
Всего

I

II

III

IV

4/132

5/170

5/170

5/170

19/642

2/66

3/102

3/102

3/102

11/372

2/66

2/68

2/68

2/68

8/270

1/33

1/34

1/34

1/34

4/135

–

2/68

2/68

2/68

6/204

4/132

4/136

4/136

4/136

16/540

2/66

2/68

2/68

2/68

8/270

–

–

–

1/34

1/34

культур и
светской этики

культур и
светской этики
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Физическая
культура

1/33

1/34

1/34

1/34

4/135

1/33

1/34

1/34

1/34

4/135

1/33

1/34

1/34

1/34

4/135

3/99

3/102

3/102

3/102

12/405

21/693 25/850 25/850 26/884
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений

97/3277

Искусство
Технология
Физическая
культура

Максимально допустимая
нагрузка

-

1/34

1/34

0,5

2,5/85

21/693

26/884

26/884

26,5/9
01

99,5/334
5

* 1 час из части, формируемой участниками образовательных отношений.

3. Основное общее образование
Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в
действие и реализацию требований ФГОС основного общего образования,
определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей по классам (годам обучения). Основная образовательная программа
основного общего образования может включать как один, так и несколько
учебных планов.
Учебный план образовательной организации должен предусматривать
возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные
потребности и интересы обучающихся. Для развития потенциала
обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными
возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих
обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные
учебные планы.
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267
часов и более 6020 часов.
Примерный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и
части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей для всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих
образовательную программу основного общего образования, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть примерного учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение
содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и

потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогического коллектива образовательной организации.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, может предусматривать (при наличии учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ основного общего образования):
- увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части;
- введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих
интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе
этнокультурные;
- другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной
деятельности обучающихся.
Изучение учебного предмета «История» в V-IX классах осуществляется
по линейной модели исторического образования (изучение истории в IX
классе завершается 1914 годом).
Организация
образовательной
деятельности
по
основным
образовательным программам основного общего образования может быть
основана на дифференциации содержания с учетом образовательных
потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное
изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной
образовательной программы основного общего образования.
Углубленное изучение отдельных учебных предметов может быть
организовано в V-VII классах, как в условиях пятидневной учебной недели,
так и в условиях шестидневной учебной недели (при соблюдении
гигиенических требований к максимальным величинам недельной
образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10).
Для реализации образовательной программы, обеспечивающей
углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей, в
V-VII классах используются часы части учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений.
На изучение учебного предмета «Иностранный язык» предусмотрено на
базовом уровне 3 часа в неделю. При изучении учебного предмета
«Иностранный язык» на углубленном уровне количество учебных часов
увеличивается на 1-4 часа в неделю.
Количество изучаемых иностранных языков, в том числе в
образовательных организациях с углубленным изучением иностранного языка
и гимназиях, устанавливается по выбору образовательной организации.
Второй иностранный язык. Изучение второго иностранного языка на
уровне основного общего образования (5-9 классы) является обязательным,
поскольку предусматривается ФГОС основного общего образования. ФГОС
ООО не определяет, с какого класса нужно вводить второй иностранный язык.
Школа сама решает, с 5-го или с последующих классов ученики будут изучать
этот предмет (п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
В соответствии с ФГОС ООО формирование учебного плана
образовательной программы основного общего образования осуществляется с

учетом обязательных для изучения учебных предметов "Иностранный язык" и
"Второй иностранный язык" предметной области "Иностранные языки".
При этом необходимо иметь в виду, что образовательная организация,
обладая на основании статьи 28 Федерального закона автономией в
осуществлении образовательной деятельности, самостоятельно определяет
объем часов на изучение учебного предмета "Иностранный язык" и "Второй
иностранный язык", а также их распределение по годам обучения в пределах
указанного уровня образования, а также иностранные языки, которые будут
изучаться в рамках образовательной программы основного общего
образования, исходя из специфики образовательной организации, ее
материально-технических, кадровых и иных возможностей.
Для сведения! Изучение второго иностранного языка в школе
предусмотрено
в
действующих
федеральных
государственных
образовательных стандартах (ФГОС). Сейчас ситуация обстоит так, что в
некоторых школах ввели второй иностранный, в некоторых — нет. Где-то
язык учат по желанию, а где-то в качестве обязательного предмета. Тем не
менее по действующим ФГОС язык формально обязателен. По новым ФГОС,
которые вступят в силу с 2022-2023 учебном году, второй иностранный в
школе перестанет быть обязательным – школы смогут расслабиться.
Изучение учебного предмета «Технология» в V-VIII классах построено
по модульному принципу с учетом возможностей образовательной
организации. Не допускается замена учебного предмета «Технология»
учебным предметом «Информатика».
В рамках обязательной технологической подготовки обучающихся VIII
класса для обучения графической грамоте и элементам графической культуры
в рамках учебного предмета «Технология» обязательно изучение раздела
«Черчение и графика» (в том числе с использованием ИКТ).
Для организации предпрофильной подготовки обучающихся в IX классе
рекомендуется использовать 1 час части учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений, и (или) внеурочной деятельности
на реализацию профориентационных программ для выбора профиля
дальнейшего обучения и построения индивидуального образовательного
маршрута.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» (далее - предметная область ОДНКНР) обязательна для изучения в
соответствии с ФГОС основного общего образования и предусматривает
знание обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов
России, формирование представлений об исторической роли традиционных
религий
и
гражданского
общества
в
становлении
российской
государственности. Так как предметная область ОДНКНР является
обязательной предметной областью, в учебном плане образовательной
организации необходимо предусмотреть для ее изучения 1 час в неделю (34
часа в год) в V классе за счет части учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений.

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
28.12.2018 № 345 определены учебники, которые используются при изучении
предметной области «Основы духовно-нравственной культуры России».
В дополнение к изучению предметной области ОДНКНР в рамках
учебного плана также возможна ее реализация во внеурочной деятельности, а
также при изучении учебных предметов других предметных областей.
Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР, а также
решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области
ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовнонравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей
относится к компетенции образовательной организации.
Предметы этнокультурного компонента. «Концепция нового учебнометодического комплекта по отечественной истории» включает в себя
Историко-культурный стандарт, который определяет основные подходы к
преподаванию отечественной истории в современной школе, в том числе и по
изучению региональной истории. Изучение предмета «История Дагестана»
должно идти параллельно (синхронно) с изучением предмета «История
России». В связи с этим должна быть разработана авторская программа и
учебные материалы, предусматривающие порядок изучения истории
Дагестана в соответствии с линейной структурой изучения курса
отечественной истории. Региональной тематике могут посвящаться как целый
урок, так и его фрагмент, в содержании предметов можно выделить ключевые
явления, процессы, которые могут изучаться как на уровне России, так и
региона.
Реализация содержания региональных особенностей Географии
Дагестана возможна через включение тем по региональной географии в
процессе изучения предмета «География» (8-9 классы), решение комплексных
и интегрированных ситуационных и практико-ориентированных задач,
расчетных задач, проектов, уроков-диспутов, уроков-исследований и др.
В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования
основная образовательная программа общеобразовательной организации
включает часть, формируемую участниками образовательных отношений,
которая может включать вопросы, связанные с региональной (краеведческой)
спецификой развития, куда могут быть включены предметы «История
Дагестана» и «География Дагестана» отдельными дисциплинами, либо
блоками (модульно).
Согласно нормам части 2 статьи 38 Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» образовательные организации
самостоятельно определяют содержание образования, учебно-методическое
сопровождение, образовательные технологии, и поэтому право принятия
решения о вариантах реализации регионального компонента и
ответственность остается за образовательной организацией.
Библиотечный фонд образовательной организации при реализации
основной образовательной программы основного общего образования должен
быть укомплектован печатными и электронными информационнообразовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками,

в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их
составной частью, учебно-методической литературой и материалами,
дополнительной литературой.
Дополнительно:
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных
особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной
деятельности. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру
направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне
основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения, в год - не
более 350 часов) с учетом интересов обучающихся и возможностей
образовательной организации.
Содержание занятий в рамках внеурочной деятельности должно
формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных
представителей) и осуществляться посредством различных форм организации,
отличных от урочной системы обучения, таких как художественные,
культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества,
школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научнопрактические конференции, школьные научные общества, олимпиады,
поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военнопатриотические объединения и т.д.
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и
утверждает план внеурочной деятельности. Время, отведенное на внеурочную
деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся. Допускается перераспределение часов
внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего
образования, а также их суммирование в течение учебного года.
ПООП основного общего образования предлагает при проведении
занятий по родному языку из числа языков народов Российской Федерации в
общеобразовательных организациях, где наряду с русским языком изучается
родной язык (5-9 кл.), по иностранному языку и второму иностранному языку
(5-9 кл.), технологии (5-9 кл.), информатике, а также по физике и химии (во
время проведения практических занятий) деление классов на две группы.
Освоение образовательных программ сопровождается промежуточной
аттестацией согласно Положению.
Класс
Предметы
Формы
5,6,7,8
Русский язык
Контрольная работа
Математика
Контрольная работа
5,6,7,8
Биология
Тестирование
5,6,7,8
8
Химия
Тестирование
5,6,7,8
История
Тестирование
5,6,7,8
Обществознание
Тестирование
5,6,7,8
География
Тестирование
5,6,7,8
Английский язык
Тестирование
9 класс
Русский язык
Контрольная работа по типу ОГЭ

Математика
Биология
Химия
История
Обществознание
География
Английский язык

Контрольная работа по типу ОГЭ
Контрольная работа по типу ОГЭ
Тестирование
Контрольная работа по типу ОГЭ
Тестирование
Тестирование
Тестирование

Примерный недельный учебный план основного общего образования
(изучение родного языка наряду с преподаванием на русском языке)
Предметные области

Учебные
предметы
Классы

Количество часов в неделю
V

VI

VII

VIII

IX Всег
о

и Русский язык

5

6

4

3

3

21

Литература

3

3

2

2

3

13

Родной язык и родная Родной язык и родная
литература
литература
3

3

3

3

3

15

3

3

3

3

15

Обязательная часть
Русский
язык
литература

Иностранные языки
Математика
информатика

Иностранный язык

3

Второй
язык

1*

иностранный

и Математика

Общественно-научные
предметы

Искусство

Технология

5

10

Алгебра

3

3

3

9

Геометрия

2

2

2

6

Информатика

1

1

1

3

История
России.
Всеобщая история
2

2

2

2

2

10

Обществознание

1

1

1

1

4

1

2

2

2

8

2

2

3

7

2

2

4

2

7

География
Естественно-научные
предметы

5

1

Физика
Химия
Биология

1

1

1

2

Музыка

1

1

1

1

Изобразительное
искусство

1

1

1

Технология

2

2

2

Физическая культура и Основы
безопасности
Основы безопасности жизнедеятельности

4
3

1
1

7
1

2

жизнедеятельности
Основы
духовнонравственной культуры
народов России
Итого

Физическая культура
3
Основы
духовнонравственной культуры
1*
народов России
32

Часть,
формируемая
образовательных отношений

3

3

3

3

15

1
32

33

34

34 164

2

1

2

2

2

32

33

35

36

36 172

участниками

Максимально допустимая недельная нагрузка

8

* 1 час из части, формируемой участниками образовательных отношений.

4. Среднее общее образование (СОО)
В 2021/2022 учебном году ФГОС СОО реализуется в 10 и 11 классах
всех общеобразовательных организаций Республики Дагестан.
Примерный учебный план для X-XI классов на основе ФГОС СОО
реализует модели универсального (непрофильного) обучения, профильного
обучения, а также обеспечивает углубленное изучение отдельных учебных
предметов, предметных областей основной образовательной программы
среднего общего образования.
Программа ФГОС СОО содержит три раздела: целевой, содержательный
и организационный.
Основная образовательная программа содержит обязательную часть и
часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная
часть в полном объеме выполняет требования ФГОС СОО и составляет 60 %, а
часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 40 % от
общего объема образовательной программы среднего общего образования.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей для всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих
образовательную программу среднего общего образования, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания
образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического
коллектива гимназии.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает (при наличии учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ основного общего образования):
Организация
образовательной
деятельности
по
основным
образовательным программам среднего общего образования основана на
дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и
интересов обучающихся, обеспечивающих изучение учебных предметов всех
предметных областей основной образовательной программы среднего общего

образования на базовом или углубленном уровнях (профильное обучение)
основной образовательной программы среднего общего образования.
ФГОС СОО определяет минимальное и максимальное количество часов
учебных занятий на уровне среднего общего образования и перечень
обязательных учебных предметов.
В соответствии с ФГОС СОО количество учебных занятий за 2 года на
одного обучающегося составляет не менее 2170 часов (не менее 31 часа в
неделю) и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю).
Обучающийся имеет право на обучение по индивидуальному учебному
плану, в том числе на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой
образовательной программы в порядке, установленном локальными актами
общеобразовательной организации; выбор факультативных (необязательных
для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном
порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня,
предлагаемого общеобразовательной организацией
(после получения
основного общего образования); изучение наряду с учебными предметами,
курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной
программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
преподаваемых в общеобразовательной организации в установленном ею
порядке, а также реализуемых в сетевой форме учебных предметов, курсов
(модулей).
Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план
должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не
менее одного учебного предмета из каждой предметной области,
определенной ФГОС СОО.
Общими для включения во все учебные планы являются обязательные
учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык»,
«Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» или
«Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия», «История» (или
«Россия в мире»), «Астрономия», «Физическая культура», «Основы
безопасности жизнедеятельности», а также индивидуальный(ые) проект(ы).
Индивидуальный проект как особая форма организации деятельности
обучающихся (учебное исследование или учебный проект) выполняется
обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по
выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных
предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной,
практической, учебно-исследовательской, социальной, художественнотворческой, иной.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного
года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного
учебным планом. Индивидуальный проект должен быть представлен в виде
завершенного учебного исследования или разработанного проекта:
информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного,
конструкторского, инженерного.
Допускается включение в учебный план времени, отведенного в первую
очередь на конструирование выбора обучающегося, его самоопределение и

педагогическое сопровождение этих процессов. Могут быть выделены часы на
консультирование с тьютором, психологом, учителем, руководителем
общеобразовательной организации.
Общеобразовательная организация обеспечивает реализацию учебных
планов одного или нескольких профилей обучения:
- естественнонаучного,
- гуманитарного,
- социально-экономического,
- технологического,
- универсального.
Пример недельного распределения часов для последующего выбора
предметов, изучаемых на базовом или углубленном уровне, содержится в
приложении к настоящему письму.
Образовательная организация составляет учебный план исходя из своего
календарного учебного графика на текущий учебный год.
Учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Родной язык»,
«Родная литература», «Иностранный язык», «Второй иностранный язык»,
«История», «География», «Экономика», «Право», «Математика: алгебра и
начала математического анализа, геометрия» или «Алгебра и начала
математического анализа» и «Геометрия», «Информатика», «Физика»,
«Химия», «Биология» могут изучаться на базовом и углубленном уровнях.
Учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен
содержать не менее трех (четырех) учебных предметов на углубленном уровне
изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или)
смежной с ней предметной области.
Для формирования учебного плана профиля необходимо:
1. Определить профиль обучения.
2. Выбрать из перечня обязательные, общие для всех профилей, учебные
предметы на базовом уровне, не менее одного предмета из каждой предметной
области.
Для всех профилей, кроме универсального, включить в план не менее
трех учебных предметов на углубленном уровне, которые будут определять
направленность образования в данном профиле.
В рамках универсального профиля возможно изучение учебных
предметов только на базовом уровне либо изучение учебного предмета
(учебных предметов) на углубленном уровне.
3. Дополнить учебный план индивидуальным(и) проектом(ами).
4. Подсчитать суммарное количество часов, отводимых на изучение
учебных предметов, выбранных в пп. 2 и 3.
Если полученное количество часов меньше времени, предусмотренного
ФГОС СОО (2170 часов), можно дополнить учебный план профиля еще
каким-либо предметом (предметами) на базовом или углубленном уровне
либо изменить количество часов на изучение выбранных предметов;
завершить формирование учебного плана профиля факультативными и
элективными курсами.

Если суммарное количество часов больше минимального, но меньше
максимально допустимого (2590 часов), то образовательная организация
может завершить формирование учебного плана, или увеличить количество
часов на изучение отдельных предметов, или включить в план другие курсы
по выбору обучающегося.
При проектировании учебного плана профиля следует учитывать, что
профиль является способом введения обучающихся в ту или иную
общественно-производственную практику; это комплексное понятие, не
ограниченное ни рамками учебного плана, ни заданным набором учебных
предметов, изучаемых на базовом или углубленном уровне, ни
образовательным пространством школы.
Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу
профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения
образования обучающихся, для чего необходимо изучить намерения и
предпочтения обучающихся и их родителей (законных представителей).
В учебном плане могут быть также отражены различные формы
организации учебных занятий (в том числе и дистанционная), формы
промежуточной аттестации в соответствии с методическими системами и
образовательными технологиями, используемыми общеобразовательной
организацией.
Общие подходы к организации внеурочной деятельности. Система
внеурочной деятельности включает в себя: жизнь ученических сообществ (в
том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам,
клубов; юношеских общественных объединений и организаций в рамках
«Российского движения школьников»); курсы внеурочной деятельности по
выбору обучающихся; организационное обеспечение учебной деятельности;
обеспечение
благополучия
обучающихся
в
пространстве
общеобразовательной школы; систему воспитательных мероприятий.
Организация внеурочной деятельности предусматривает возможность
использования каникулярного времени, гибкость в распределении нагрузки
при подготовке воспитательных мероприятий и общих коллективных дел.
Вариативность содержания внеурочной деятельности определяется
профилями обучения (естественно-научный, гуманитарный, социальноэкономический, технологический, универсальный). Вариативность в
распределении часов на отдельные элементы внеурочной деятельности
определяется с учетом особенностей образовательных организаций.

Примерный учебный план
на уровне среднего общего образования в рамках федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС)
среднего общего образования
Предметная
область
Обязательная часть
Русский язык и
литература
Родной язык и
родная литература
Иностранные языки
Общественные
науки
Математика и
информатика
Естественные науки
Физическая
культура, экология и
основы безопасности
жизнедеятельности

Учебные предметы

Количество часов в неделю
Х класс
ХI класс
всего
Базовый Базовый
уровень
уровень

Русский язык
Литература
Родной язык
Родная литература
Английский язык
История или Россия в
мире
Обществознание
Математика

1/34
3/102
1/34
1/34
3/102
2/68

1/34
3/102
1/34
1/34
3/102
2/68

2/68
6/204
2/68
2/68
6/204
4/136

2/68
4/136

2/68
4/136

4/136
8/272

Астрономия
Физическая культура
Основы
безопасности
жизнедеятельности
Экология

1/34
3/102
1/34

3/102
1/34

1/34
6/204
2/68

1/34
1/34
Итого
22/748
22/748
44/1496
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Индивидуальный проект
1/34
1/34
2/68
Общественные
География
2/68
2/68
науки
Экономика
1/34
1/34
Право
1/34
1/34
Математика и
Информатика
1/34
1/34
2/68
информатика
Естественные науки Физика
2/68
2/68
4/136
Химия
1/34
1/34
2/68
Биология
1/34
1/34
2/68
Иностранные языки Второй иностранный
язык *
Предметы и курсы по выбору
7/238
7/238
14/476
Итого
15/510
15/510
30/1020
Максимальная нагрузка 6-дневной
37/1258
37/1258 74/2516
недели

Обязательные для изучения учебные курсы «Всеобщая история» и
«История России» в учебном плане и в классном журнале записываются под
одним общим названием учебного предмета «История», без разделения на
отдельные страницы. Независимо от принятой в образовательной организации
системы текущей и промежуточной аттестации обучающихся в аттестат
выпускнику выставляется единая отметка по учебному предмету «История».
Изучение учебного предмета «История» в XI классе 2021/2022 учебного года
осуществляется по линейной модели исторического образования (1914-1945
годы).
Интегрированный учебный предмет «Обществознание (включая
экономику и право)» (2 часа в неделю) на базовом уровне включает разделы
«Экономика» и «Право», которые могут преподаваться как в составе данного
учебного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На
профильном уровне «Обществознание», «Экономика» и «Право» изучаются
как самостоятельные учебные предметы в зависимости от выбранного
профиля.
Допускается реализация учебного предмета «Математика» в XI классе
учебными предметами «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия» в
соответствии с образовательной программой образовательной организации.
Изучение естественнонаучных предметов в XI классе может быть
обеспечено как интегрированным учебным предметом «Естествознание», так
и отдельными учебными предметами «Физика», «Химия», «Биология»: на
базовом уровне учебные предметы «Химия» и «Биология» изучаются по I часу
в неделю (всего 34 часа каждый), учебный предмет «Физика» - 2 часа в
неделю (всего 68 часов).
Учебный предмет «Астрономия» вводится в X классе как отдельный
обязательный учебный предмет, направленный на изучение достижений
современной науки и техники, формирование основ знаний о методах и
результатах научных исследований, фундаментальных законах природы
небесных тел и Вселенной в целом. Учебный предмет «Астрономия»
представлен только на базовом уровне и является обязательным (не менее 35
часов за года обучения) для изучения вне зависимости от выбранного
образовательной организацией профиля или модели универсального
(непрофильного) обучения.
Количество изучаемых иностранных языков, в том числе в
образовательных организациях с углубленным изучением иностранного языка
и гимназиях, устанавливается по выбору образовательной организации.
В случае выбора учебного предмета «Второй иностранный язык» на его
изучение в учебном плане предусматривается не менее 2 часов в неделю.
Выбор второго иностранного языка образовательная организация
осуществляет исходя из специфики образовательной организации, ее
материально-технических, кадровых и иных возможностей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (928) 511-49-65,

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».